- Поселение
- Имущественная поддержка субъектов МСП
- Обеспечение защиты населения
- О муниципально-частном партнерстве
- Муниципальные услуги
- Защита персональных данных
- Противодействие коррупции
- Подведомственные учреждения
- Энергосбережение
- Газификация
- Законодательная карта
- Прокуратура разъясняет
- Противодействие терроризму и экстремизму
- Росреестр информирует
- Муниципальный контроль
- Муниципальное имущество
- Индустриальный парк «Ворсино»
- ГБУ КО «ММЦ»
- Организации культуры
- Независимая оценка качества оказания услуг организациями культуры
- Алгоритм направления сообщений на рассмотрение уполномоченного органа при выявлении в сети «Интернет» запрещенной информации
Деревне Климкино 575 лет
В 2020 году прихожанами храма Успения Пресвятой Богородицы села Ворсино, по благословению настоятеля храма протоиерея Анатолия Шутько, была издана книга «Под покровом святой Александры». Это красивый, солидный историко – краеведческий сборник, в котором собраны документы из государственных архивов, касающиеся Успенского храма, воспоминания местных жителей, более 300 фотографий, повествование о приходских экспедициях по царским местам, о неразрывной связи нынешнего поколения прихожан с царской семьёй.
Книга рассказывает историю храма с древнейших времён. И не только…
В книге можно найти упоминание о многих деревнях, входящих ныне в Сельское поселение «Село Ворсино».
По страницам этой книги мы можем проследить историю нашей деревни Климкино.
На стр.9 в «Комментариях к актам № 12-13» мы читаем:
«Село Климятинское в Суходоле Боровского уезда пожаловано Московскому Архангельскому собору в 1446/47 г.г. великим князем Дмитрием Юрьевичем Шемякой за поминание ближайших родственников и себя». На сегодняшний день это самое раннее упоминание деревни Климкино в исторических документах. Не сложно посчитать, что в 2021 году исполняется 575 лет со дня первого упоминания нашей деревни в истории государства Российского. Конечно же, деревня существовала и до 1446 года, но, когда она была основана, кто её основал - этот вопрос, как говорят историки, остаётся открытым.
Предвосхищая критику, хочу напомнить, что здесь мы воссоздаём историю нынешней деревни Климкино лишь на основании исторических документов из книги «Под покровом святой Александры». При получении других фактов, будем вносить изменения или дополнения в историю деревни. И я не исключаю того, что история деревни Климкино когда-то кем-то уже написана, просто мы об этом пока не знаем.
Здесь следует сделать отступление и пояснить, что такое Суходол.
На стр.6 нашей книги про Суходол сказано, что это Суходольская волость Боровского уезда, в которую тогда входили: северный край Боровского уезда, часть Верейского уезда и часть нынешнего Наро-Фоминского района.
Из работы Л.В.Митрошенко «Волость Суходол в 14-16 вв..», опубликованной в сборнике «Боровск, страницы истории» №2 за 2000 год, узнаём, что волость Суходол известна с 1339 года, когда Иоанн Данилович Калита завещал её своему сыну Иоанну (Красному).
Вероятно, в это время уже существовала деревня или село Климятинское, уже приносили доход её крестьяне своим хозяевам, уже было что передавать по наследству стареющим боярам и князьям. Но это всего лишь догадки.
Вернёмся к нашей книге.
На стр.8 читаем Жалованную тарханно-несудимую грамоту великого князя Василия Васильевича, которой он в 1456-1462гг. пожаловал протопопу Московского Архангельского собора Ивану с братией село церковное в Суходоле Климятинское с деревнями, а также деревню бортную Столыпинскую.
О чём нам рассказывает эта грамота?
О том, что село Климятинское выделялось среди других деревень, ведь оно было самым старым, самым большим селом – единственным селом с церковью (церковь Воскресения Христова) на всю большую округу на многие годы.
Почему деревня бортная Столыпинская упоминается отдельно? Вероятно, на тот момент деревня была новая, вновь образованная. (В словаре В. И. Даля находим такое объяснение : «Бортник – у кого есть лесное пчеловодство»). Следовательно, деревня бортная Столыпинская была деревней пчеловодов (бортников). Возможно, деревня возникла на короткое время, ведь в последующих документах она не упоминается. Но, как говорят историки, этот вопрос требует дальнейшего изучения.
На стр. 10 в Указной грамоте великого князя Ивана Васильевича (от 8 октября 1546 года) на Гводенский ям Боровского уезда Иванову Ивану, сыну Прохорову, о нарушении жалованных грамот Московскому Архангельскому собору, упоминается «сь Ермолинское». Из других Грамот видно, что жители сельца Ермолино являлись прихожанами церкви Воскресения Христова села Клеметино.
На стр. 11 в Жалованной грамоте говорится о том, что 20 июня 1601 года царь Борис Фёдорович (Годунов) жалует Московскому Архангельскому собору сельцо Козельское,
сельцо Михайловское, дер. Ивакино, сельцо Инютинское….
«В суходоле ж село Клеметино, сельцо Ермолино, деревню Курьяново на речке Ворсенке…погост на речке Ворсенке.»
Попробуем понять последнюю фразу.
В наше время, очень редко, погостом называют кладбище. Но не кладбище же царь дарует Архангельскому собору!
В те далёкие времена погостом называли не только кладбище. В.И. Даль поясняет: «Погостом или же селом зовётся церковь с усадьбами духовенства и причетников».
Кстати, определение села, как «…обстроенное и заселённое крестьянами место, в коем есть церковь», также присутствует в словаре В.И.Даля.
Можно предположить, что в 1601 году в селе Клеметино ещё действует церковь Воскресения Христова и в тоже время строится новая церковь на речке Ворсенке.
На стр.13 даётся выписка из материалов дозора 1613 года «Боровский уезд в 17 веке»: «Архангела Михаила, что на Москве на площади протопопа Ивана з братею в вотчине погост на речке на Ворсинке, а в нём храм Успения Пречистыя Богородицы да в пределе Пятница древен, пашни паханые церковные две чети, да перелогом и лесом поросло шесть чети, да сельцо Климетино на речке на Ворсенке, а в нём пашни паханые крестьянские четь с полуосьминою, да перелогом поросло двесте тридцать чети с полуосьминою, да отхожий луг по реке по Протве по берегу по обе стороны протопопов с братею (сто копён)»
Здесь Климетино называется сельцом. Вероятно, церковь Воскресения Христова закрывается, её жители становятся прихожанами храма Успения Пречистой Богородицы, что на Ворсинском погосте. За сельцом Климетино закреплены паханые земли и обширные поля и луга, простирающиеся до реки Протвы и за Протвою, на которых крестьяне заготавливали или могли бы заготовить до ста копён сена.
На стр.28 нашей книги находим такую запись в «Калужских епархиальных ведомостях» №4 за 1898 год:
«Церковь Успения Пречистыя Богородицы в селе Клементьево Архангельской вотчины на реке Ворсинке...».
И без этого документа достаточно доказательств того, что современная деревня Климкино уже более 575 лет живёт на берегах ручья, имя которому – речка Ворсинка.
После изучения других исторических материалов, при подтверждении этого вывода, следует добиваться внесения соответствующих изменений в карты Боровского района и в дорожные знаки на трассе А-108.
Приглашаю патриотов нашей малой Родины к диалогу, к сотрудничеству. Работы здесь всем хватит. Предстоит прочесть множество книг, в поисках нужной информации, необходимо изучить древние карты нашей местности, очень важно записать воспоминания местных старожилов, которые могут поделиться такими уникальными фактами, каких не найти ни в одном научном трактате. Далее эту информацию будем систематизировать, чтобы в ближайшем будущем выпустить в свет хорошую книгу с рабочим названием «7-вековая история села Климкино Суходольской волости Боровского уезда». Такая книга уже нужна многим жителям Ворсинского края и будет интересна нашим детям, внукам, правнукам.
Всем, кто интересуется историей наших деревень, историей и жизнью храма Успения Пресвятой Богородицы, могу посоветовать приобрести книгу «Под покровом святой Александры» в храме села Ворсино.
Гузь Владимир Евгеньевич