Версия для слабовидящих
Служба по контракту
«Умный учет»: максимальная прозрачность потребления электроэнергии Все новости

В филиале ПАО «МРСК Центра и Приволжья» – «Калугаэнерго» в рамках цифровизации электросетевого комплекса полным ходом идет реализация масштабного проекта, направленного на кардинальное решение проблемы незаконного потребления электроэнергии. В населенных пунктах Калужской области ведется установка интеллектуальных приборов учета с дистанционным автоматизированным сбором данных. Но, как все новое, этот проект вызывает много слухов и мифов. Разобраться с ними калужанам поможет заместитель директора по реализации и развитию услуг филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» – «Калугаэнерго» Иван Янин.

Миф 1. Воровство электроэнергии искоренить сложно

- Иван Владимирович, годами в нашей стране у многих людей отношение к электроэнергии было как к дару природы, платить за который не надо. Поэтому есть мнение, что побороть это социальное зло очень сложно.

- Действительно, воровство электроэнергии – это серьезная социальная проблема. От преступных действий энерговоров страдает не только электросетевая компания, но и добропорядочные граждане, исправно оплачивающие счета за электроэнергию. В результате хищений энергоресурсов происходят перепады напряжения в сети, выходит из строя бытовая техника, повышается вероятность отключений электроэнергии и возникновения пожаров.

Поэтому работа по борьбе с несанкционированным энергопотреблением идет постоянно. А один из самых эффективных способов решения этой проблемы сегодня – внедрение интеллектуальной системы учета электроэнергии.

- Это может решить проблему коренным образом?

- Да, именно так. Автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ) практически исключает возможность незаконного использования электроэнергии.

- Неужели «умный счетчик» вообще нельзя обмануть?

- Да, это невозможно. Система распознает отклонения от договорных значений и может в автоматическом режиме ввести ограничение потребляемой мощности. Воздействовать магнитом или иным способом на интеллектуальный прибор учета с целью незаконного потребления электроэнергии бессмысленно: счетчик сразу отключается, а сигнал об этом поступает на сервер.

- Сколько «умных счетчиков» планируется установить?

- В рамках энергосервисных контрактов работы по установке приборов учета будут проведены в населенных пунктах 21 района Калужской области и пригородах областного центра. До конца 2019 года планируется установить порядка 150 тысяч приборов учета. В результате реализации проекта современные приборы учета будут установлены у половины потребителей Калугаэнерго.

С учетом этой работы в предыдущие годы и установки автоматизированных счетчиков по другим программам филиал «Калугаэнерго» планирует добиться кардинального снижения коммерческих потерь электроэнергии, повышения качества и надёжности электроснабжения потребителей. А в комплексе с реализацией проектов по модернизации и автоматизации сетей значительно повысить энергоэффективность своей деятельности.

- Да, проект масштабный. Это понятно по тому, что работы не прекращаются даже сейчас.

- Дело в том, что в электросетевом комплексе в принципе невозможно все работы выполнить исключительно в теплое время года. Да, преобладающий объем работ на энергооборудовании выполняется энергетиками весной и летом. Прежде всего это мероприятия ремонтной программы. Но часть работ производится в течение всего года. Например, расчистка и расширение просек ВЛ, реконструкция энергообъектов, установка приборов учета.

Столь масштабный проект просто невозможно реализовать за 2-3 месяца, напомню на это уйдет около полутора лет. Физические объемы работ мы начали выполнять летом. Этому предшествовала большая подготовительная работа: предпроектное обследование, выбор технических решений, закупка оборудования.

При этом для безопасного производства работ на энергооборудовании при установке счетчиков необходимо производить краткосрочное обесточение энергообъекта. Информация о плановых отключениях электросетевой компанией направляется в ЕДДС и администрации муниципальных образований для своевременного информирования населения.

Да, мы понимаем, что люди испытывают неудобства в связи с проведением работ, но надо помнить, что они направлены на повышение качества и надежности электроснабжения потребителей, на искоренение воровства электроэнергии.

Тем более что эти неудобства временные и краткосрочные. Кроме того, мы разработали целый комплекс мер, чтобы их еще больше минимизировать. По каждому энергоузлу тщательно рассчитываем количество точек учета, которые можно установить за день, исходя из этого разрабатываются графики плановых отключений. В случае понижения температуры воздуха ниже минус 15 градусов, работы будут приостановлены.

- Как идет реализация проекта?

- Для нас снижение коммерческих потерь – приоритетное направление, поэтому с самого начала реализации проекта взяли динамичные темпы. На установку одного прибора учета уходит в среднем 30-40 минут. В день в целом по региону устанавливаем от 300 до 400 счетчиков.

За 4 месяца установили более 30 тысяч приборов учета. На расчет сдано (то есть подключено к системе) более 6 тысяч счетчиков. В 6 районах (Ферзиковском, Сухиничском, Спас-Деменском, Думиничском, Мосальском и Барянинском) полностью завершены строительно-монтажные и пуско-наладочные работы. Практически 95 % приборов учета в них уже «опрашивается».

- Когда будет виден эффект от реализации проекта?

- Он уже есть. По тем энергоузлам, которые «обвязаны» интеллектуальным учетом, картина потребления электроэнергии полностью прозрачная. Кроме того, улучшается ситуация с качеством и надежностью электроснабжения, так как несанкционированное потребление будет фактически исключено.

- Расскажите, пожалуйста, как эта система работает?

- «Умным учетом» обвязывается вся сеть 10-0,4 кВ на наиболее проблемных участках с точки зрения коммерческих потерь электроэнергии. Прибор устанавливается на опоре ЛЭП. Потребителю выдается дисплей, отображающий текущее показание счетчика и другие данные, которые автоматически собираются на сервере сбора информации.

- Некоторые калужане беспокоятся: прибор учета установили, а дисплей не выдали.

- Подрядная организация, которая устанавливает приборы учета, работает поэтапно: сначала у всех потребителей, которые запитаны, например, от одной трансформаторной подстанции или питающего фидера, выполняются строительно-монтажные работы по установке счетчиков и при необходимости – замена вводов в дом. После «обвязки» всего энергоузла учетом происходит подключение счетчиков к системе. И на этом этапе каждому потребителю выдается дисплей. Составляется акт и с этого времени новый прибор учета становится расчетным.

Калужанам совершенно не о чем беспокоиться: до составления акта и выдачи дисплея расчет за электроэнергию осуществляется по старой схеме.

Иногда задержка с выдачей дисплея связана с отсутствием потребителя на месте. Но в любом случае электросетевая компания связывается с потребителем и после согласования даты и времени выезжает для вручения дисплея и передачи счетчика на расчет.

Миф 2. Затраты на электроэнергию вырастут.

- Люди опасаются, что с установкой новых счетчиков им придется платить больше.

- Для добросовестных потребителей не придется. Это возможно только в случае, если потребитель незаконно пользовался электроэнергией. Или если установленный у него прибор учета не соответствовал классу точности. Во всех других случаях от установки «умных счетчиков» потребитель только выигрывает.

Установка «умного учета» позволяет абоненту видеть свое энергопотребление на дисплее в режиме реального времени, что дисциплинирует и стимулирует рационально использовать энергоресурсы. А это, безусловно, позволит сэкономить.

Потребитель даже может снизить свои расходы за счет применения дифференцированных тарифов «день-ночь» и реально экономить.

- Когда калужане, у которых установлены новые счетчики, смогут перейти на дифференцированный тариф? И куда обращаться для этого?

- Обращаться надо будет в сбытовую компанию. Думаю, потребители 6 районов, где уже работы полностью завершены, смогут воспользоваться дифференцированными тарифами уже в начале 2019 года. Мы должны полностью убедиться, что система передачи данных функционирует устойчиво.

Миф 3. От нового счетчика можно отказаться

- Можно ли отказаться от нового счетчика?

- Желание потребителя не имеет значения. Установка умного учета ведется на тех энергоузлах, где максимальные потери, то есть большой объем электроэнергии потребляется незаконно. Поэтому в этом энергорайоне мы должны видеть каждую точку поставки электроэнергии.

- А если человек не пустит специалистов для установки прибора учета?

- Мы ставим счетчики на границе балансовой принадлежности на стороне электросетевой организации. То есть прибор учета не является собственностью потребителя. Дальше мы меняем ввод в дом, если это необходимо, и составляем акт, который потребитель подписывает. Если абонент по какой-то причине отсутствует, мы его уведомляем о своем визите. При этом мы не стремимся во что бы то ни стало проникнуть за каждый высокий забор, уговорить каждого капризного абонента. Наша задача - цивилизованным образом осуществлять расчет с каждым потребителем: сколько потребил – за столько заплатил.

Если абонент не пустил сотрудников подрядной организации для замены ввода в дом и не принял счетчик в качестве расчетного, то есть отказался принимать дисплей и подписывать акт, мы в любом случае подключим этот прибор учета и будем видеть весь объем электроэнергии, который уходит к абоненту. И обязательно проверим, в полной ли мере он оплачивает его.

То есть в данном случае, закон не требует от электросетевой компании при подключении прибора учета и принятии его на расчет в обязательном порядке получать согласие потребителя, эта процедура носит уведомительный характер. Особенно в том случае, если у потребителя вообще отсутствует прибор учета или он не соответствует классу точности.

Как правило, сопротивление идет там, где есть желание и дальше потреблять электроэнергию незаконно. Теперь не составляет труда выявить это и привлечь недобросовестного потребителя к административной или даже уголовной ответственности.

Кстати, в замене ввода в дом заинтересован сам потребитель. Это эстетично, безопасно, современно, повышает качество и надежность электроснабжения и исключает несанкционированное подключение к сетям самого абонента.

Миф 4. Поставили и забыли

- Насколько точны умные счетчики?

- Завод-изготовитель это гарантирует. Приборы учета сертифицированные, проверенные, соответствуют единым средствам измерения, ГОСТам. У нас нет оснований сомневаться.

- Но факт брака нельзя исключить?

- Безусловно. Но пока таких фактов не было. Потребитель может оставить в качестве контрольного свой прежний прибор учета. И если возникли сомнения, он должен обратиться в РЭС, прибор учета обследуют, при необходимости отправят на завод либо проведут независимую экспертизу.

В каждом случае расхождения показаний приборов учета мы будем разбираться индивидуально: нужно исключить наличие скрытой проводки во внутридомовых сетях, проверить соответствие классу точности прибора учета, который установлен у потребителя.

- А что делать, если дисплей барахлит?

- То же самое: обращаться в РЭС.

- Не получится ли так, что человек останется один на один со своей проблемой?

- Нет. В тех районах, где реализуется энергосервисный контракт, мы создаем в РЭС мини-штабы, там будут специалисты, выделенный номер телефона для обращения именно по этой теме. Причем планируем настроить телефоны так, чтобы они фиксировали пропущенные звонки для возможности перезвонить абоненту.

Миф 5. Бесплатно? Не может быть!

- Иван Владимирович, Калугаэнерго заявляет, что установка счетчика абсолютно бесплатна. Так ли это?

- Абсолютно точно. И за установку счетчика, и за его обслуживание потребителю не придется платить ни копейки.

- Некоторые беспокоятся: раз счетчик высоко на опоре, то есть опасность, что на потребителя могут переложить дополнительные расходы электроэнергии.

- Эти опасения абсолютно беспочвенны. Цель проекта - навести порядок с энергопотреблением, добиться его максимальной прозрачности, в режиме реального времени видеть каждую точку поставки, куда уходит каждый киловатт. То есть решается задача повышения энергоэффективности, которую ставит Президент и Правительство.

- Тогда за счет чего окупаются затраты по установке счетчиков?

- Достаточно быстро проект по установке приборов учета не только окупится, но и начнет приносить прибыль. Суммы издержек, которые раньше несла электросетевая компания в связи с возмещением затрат за незаконно потребленную электроэнергию, дополнительно направляются на реализацию производственных программ, что повысит надежность электросетевого комплекса региона и расширит возможности по подключению новых потребителей без дополнительных затрат на строительство новых энергомощностей. Безусловно, это будет способствовать развитию экономики региона, повышению его инвестиционной привлекательности.

Получить информацию по вопросам электроснабжения можно в Контакт-центре компании 8-800-100-33-00 (бесплатно, круглосуточно).

Также информация о плановых и аварийных отключениях размещается на сайте компании: https://www.mrsk-cp.ru/for_consumers/planned_emergency_outages/planned_outages_timetable/.

Кроме того, обратиться в энергокомпанию можно через портал «Светлая страна» https://xn--80aaafp0bqweeid1o.xn--p1ai/platform/portal/cons_main.

 

 

 

​ ​
​ ​ ​
​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​
Жалобы на всё
​ ​ ​
​ ​
​ ​
​ ​ ​
​ ​ ​ ​ ​ Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? ​ ​ ​ ​ Столкнулись с проблемой — сообщите о ней! ​ ​ ​
​ ​ ​
​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​
​ ​
Книга памяти Бессмертный полк
Лучший муниципальный сайт
Торги
Калуга Голос
Госслужба
Администрация Боровского района
Всеросссийская база вакансий
Администрация Калужской области
Уполномоченный по правам человека
ПФР
Правовой портал
победа40.рф