ЛЕКЦИЯ
25 апреля 2018 - Администратор
article532.jpg

Несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе недоверие к государственным институтам, и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

В Российской Федерации создана нормативная правовая база противодействия коррупции.

Так, в 2006 году ратифицированы Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции и Конвенция Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию». В соответствии с указанными актами Россия обязана проводить оценку национального законодательства в целях предупреждения коррупции.

Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 №460 утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции, основными принципами которой являются:

а) признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации;

б) использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции;

в) стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закрепленных в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. №273- ФЗ «О противодействии коррупции»;

г) конкретизация антикоррупционных положений федеральных законов, Национальной стратегии противодействия коррупции, национального плана противодействия коррупции на соответствующий период в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в муниципальных правовых актах.

10.01.2009 вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции», которым установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Указанным выше Федеральным законом закреплено понятие «коррупция», как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Кроме того, в связи с принятием Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции» внесены соответствующие изменения в ряд федеральных нормативных правовых актов в сфере трудового, административного законодательства, законодательства о государственной гражданской службе.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» в качестве основных принципов предусматривает приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

В этой связи прокуратурой области на постоянной основе осуществляется координационная и надзорная деятельность по выявлению фактов не соблюдения государственными и муниципальными служащими ограничений, запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

В анализируемом периоде 2017 органами прокуратуры области выявлено более 540 нарушений обязанностей, запретов и ограничений, установленных антикоррупционным законодательством, допущенных должностными лицами различных ведомств.

По выявленным нарушениям внесено более 160 представлений, по результатам которых к дисциплинарной ответственности привлечено более 140 лиц.

Типичными нарушениями требований антикоррупционного законодательства являлись предоставление недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, несоблюдение требований к служебному поведению, урегулированию конфликта интересов.

К примеру, факты неотражения в полном объеме сведений о доходах и имуществе гражданских служащих и членов их семей выявлены в Управлении Россельхознадзора по области, Управлении Росприроднадзора по области, министерстве лесного хозяйства области, министерстве сельского хозяйства области, министерстве природных ресурсов и экологии области.

Органами прокуратуры области проводятся проверки исполнения законодательства о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих соответствующие должности.

Характерными являются нарушения требований ст. 4 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЭ, в соответствии с которой основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего должность, указанную в ч.1 ст.2 вышеуказанного Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является достаточная информация о том, что данным лицом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода совершены сделки (совершена сделка) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) на общую сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

Так, в ходе проведенных проверок в Управлении Росреестра по Калужской области установлено, что в нарушение требований ст. ст. 4, 10 Федерального закона № 230-Ф3, по результатам изучения справок о доходах, расходах, обязательствах имущественного характера сотрудников не приняты меры к проведению процедуры контроля за расходами лиц, при наличии оснований предусмотренных ст. 4 Федерального закона № 230-ФЭ. По выявленным нарушениям внесено представление, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Прокуроры также сосредоточены на выявлении фактов нарушения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

К примеру, Кировской межрайонной прокуратурой установлено, что заведующей отделом организации и проведения муниципальных торгов не принимались меры по урегулированию конфликта интереса, тогда как в период 2016 года неоднократно участником закупок для муниципальных нужд района являлся индивидуальный предприниматель - супруг муниципального служащего. По результатам рассмотрения представления прокурора муниципальная служащая привлечена к дисциплинарной ответственности и впоследствии уволена с муниципальной службы.

Прокуратурой города Обнинска установлено, что начальником отдела по защите прав и законных интересов муниципального образования администрации города Обнинска в рабочее время (неоднократно) принималось участие в рассмотрении судами общей юрисдикции области гражданских дел в качестве представителя ответчика (отца) по земельным спорам.

Кроме того, в нарушение требований законодательства о муниципальной службе на служебном компьютере в рабочее время подготавливались документы, связанные с рассмотрением в судах гражданских дел, истцом либо ответчиком по которым являлся ее отец.

По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования служащая привлечена к дисциплинарной ответственности, бюджетные денежные средства, затраченные на оплату труда в период отсутствия ее на работе возмещены в полном объеме.

Прокуратурой Сухиничского района установлен факт, свидетельствующий о не урегулировании заместителем главы администрации MP «Сухиничский район» конфликта интересов, выразившегося в осуществлении в отношении родной сестры организационно-распорядительных полномочий.

По результатам проверки прокурором района 30.06.2017 главе администрации внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, два лица привлечены к дисциплинарной ответственности, внесены изменения в должностные обязанности сотрудников в целях недопущения конфликта интересов.

По итогам проверки, проведенной прокуратурой области на основании материалов, поступивших из следственного управления Следственного комитета России по Калужской области, 27.01.2017 руководству УФСИН России по Калужской области внесена информация о несоблюдении начальником одного из исправительных учреждений области запретов и ограничений, выразившихся во вступлении во внеслужебные отношения с осужденным с целью получения доходов в виде иного имущества, то есть совершении действий, связанных с влиянием личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей. В результате рассмотрения информации приказом ФСИН России должностное лицо уволено в связи с нарушением условий контракта, в том числе за несоблюдение требований Федерального закона № 273-ФЗ.

Проведенной прокуратурой области проверкой установлено, что заместителем начальника Государственной жилищной инспекции области (в нарушение требований п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» длительное время осуществлялась предпринимательская деятельность, путем предоставления за плату юридическому лицу нежилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности в аренду. В целях устранения нарушений закон государственный служащий был уволен с государственной службы в связи с выходом на пенсию.

По постановлению прокурора к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.29 КоАП РФ, привлечено 65 работодателей, нарушивших порядок трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих, наложены штрафы на сумму 1 млн. 980 тыс. рублей.

Логичным продолжением борьбы с коррупцией стало введение ответственности юридических лиц за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (статья 19.28 КоАП РФ), предусматривающей штраф от 1 млн. рублей.

В результате прокурорских проверок возбуждено 5 материалов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.28 КоАП РФ, которые рассмотрены и удовлетворены судом. Общая сумма штрафов, наложенных по итогам их рассмотрения составила 6,5 млн рублей, взыскано - 3 млн. рублей.

На постоянной основе прокурорами проводится работа по исключению из нормативных правовых актов коррупциогенных факторов.

В ходе указанной работы за девять месяцев 2017 изучено более 5500 В результате прокурорского вмешательства из 435 (392) нормативных правовых актов исключено более 580 коррупциогенных факторов.

В результате принятых мер приведены в соответствие нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, вопросы предоставления государственных и муниципальных услуг, а также использования имущества.

К примеру, прокуратурой города Обнинска по результатам антикоррупционной экспертизы положения «О порядке предоставления субсидии за счет средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования «Город Обнинск», на реализацию физкультурно- оздоровительных и спортивных мероприятий установлено, что положение не содержит оснований для отказа получателю субсидии в ее предоставлении, порядок расчета субсидии и другие обязательные требования. После вмешательства прокурора нарушения устранены.

Не маловажным направлением деятельности по противодействию коррупции является борьба с коррупционной преступностью.

Прокуратурой области в рамках координационной деятельности приняты меры по повышению эффективности работы правоохранительных органов по выявлению, пресечению и профилактике коррупционных проявлений.

По итогам 2017 на учет поставлено более 260 преступления коррупционной направленности, из них 40 (29) преступлений, связанных с получение взятки (ст.290) с дачей взятки 16 (27), 71 (54) преступление, предусмотренное ст.291.2 УК РФ.

Факты коррупции выявлялись прокурорами в наиболее важных сферах правоотношений, таких как распоряжение имуществом, расходования бюджетных средств, ЖКХ и др.

К примеру, по результатам проверки, проведенной совместно с правоохранительными органами области установлены факты хищения денежных средств бывшим директором единого информационного расчетного центра Калужской области. Расследование по делу продолжается.

Всего по результатам прокурорских проверок возбуждено более 20 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности.

Итогом работы правоохранительных органов должен стать обвинительный приговор суда.

В истекшем году судами области в соответствии с позицией государственных обвинителей приговорены к различным видам наказаний за коррупционные преступления более 90 лиц.

К примеру, к уголовной ответственности по ч. 4 ст. 159 УК РФ привлечен бывший первый заместитель Городского Головы - начальник управления городского хозяйства г. Калуги. Ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3,5 г. с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Приговором суда установлено, что он, используя свое служебное положение, из корыстной и иной личной заинтересованности, совершил хищение и последующее обращение в собственность своей дочери муниципального имущества, предназначенного для реализации общественно-значимой социальной функции по обеспечению малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями - двухкомнатной квартиры стоимостью более 1,5 млн. рублей. Причиненный преступлением ущерб в размере 1 539 429 руб. погашен подсудимым в полном объеме до вынесения судом приговора.

В 2017 г. заведующий отделом экономики администрации Дзержинского района приговорен по ч. 4 ст. 159 УК РФ к 4 г. лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Установлено, что осужденный, путем обмана, с использованием своего служебного положения получил денежные средства в особо крупном

размере от собственников земельных участков за их перевод в другой вид использования.

К 6 годам лишения свободы приговорены заместитель министра дорожного хозяйства области и руководитель подведомственного министерству учреждения, признаны виновными в неоднократных фактах получения взяток с представителей подрядных организаций.

Два сотрудника ДПС ГИБДД УМВД России по г. Обнинску осуждены к 5 г. лишения свободы каждый за получение взятки в виде денег в значительном размере за незаконное бездействие - не привлечение к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ («Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами»).

Кроме того, к 5 г. лишения свободы за совершение растраты вверенных ему денежных средств в особо крупном размере (более 15 млн. руб.), с использованием служебного положения, осужден руководитель одной из управляющих компаний, занятых в сфере ЖКХ.

Правоохранительными органами области активно ведется работа по реализации информационно - пропагандистских и просветительских мер, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям, определенных в качестве одной из основных задач Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017.

Между тем проводимой работы недостаточно, поскольку принятыми мерами не удалось сформировать в обществе устойчивое мнение непринятия коррупции.

В этой связи в целях формирования в обществе непринятия коррупции необходим поиск новых форм и методов вовлечения граждан и организаций в борьбу с коррупцией.

К примеру в декабре 2017 с целью привлечения внимания обучающихся образовательных организаций области к проблеме коррупции в обществе, формированию активной гражданской позиции, нетерпимости к коррупционному поведению прокуратурой области совместно в администрацией Губернатора области проведен конкурс детских творческих работ «Вместе против коррупции», итоги которого подведены 08.12.2017. Победителям в торжественной обстановке вручены памятные подарки.

Кроме того, 08.12.2017 прокуратурой области совместно с Калужской областной организацией Российского союза молодежи проведена уличная акция «Вместе против коррупции», с целью разъяснения населению, что не решаемых законом проблем не бывает.

Яндекс.Метрика